Законы UX
Эффект эстетической пользы
![Aesthetic Usability Effect](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-1.png)
Пользователи часто воспринимают эстетически привлекательный дизайн как более удобный дизайн
- Эстетически приятный дизайн может сделать пользователей более терпимыми к незначительным проблемам юзабилити
- Эстетически приятный дизайн может маскировать проблемы неудобства использования и предотвращать обнаружение проблем во время тестирования юзабилити
Эффект эстетической пользы был впервые изучен в области взаимодействия человека и компьютера в 1995 году. Исследователи Масааки Куросу и Каори Кашимура из Центра дизайна Hitachi протестировали 26 вариантов пользовательского интерфейса банкомата, предложив 252 участникам курса оценить насколько каждый из вариантов прост в использовании и эстетически привлекателен. Авторы обнаружили, что корреляция между эстетической привлекательности и воспринимаемой легкостью использования выше, чем между эстетической привлекательности и фактической простотой использования. То есть чем красивее казался интерфейс участникам, тем выше он получал оценку простоы использования. Куросу и Кашимура пришли к выводу, что пользователи сильно зависят от эстетики любого интерфейса, даже когда они пытаются оценить базовые функциональные возможности системы.
Порог Доэрти
![Doherty Threshold](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-2.png)
Производительность растет, когда компьютер и пользователь взаимодействуют с реакцией не более 400 мс, что гарантирует, что никто не ждёт друг друга.
- Обеспечьте отклик системы в течение 400 мс, чтобы удержать внимание пользователей и повысить производительность.
В 1982 году Walter J. Doherty и Ahrvind J. Thadani опубликовали в IBM Systems Journal исследовательский документ, в котором требовалось, чтобы время отклика компьютера составляло 400 миллисекунд, а не 2 секунды, которые были предыдущим стандартом. До этого момента считалось, что относительно медленный ответ (до двух секунд) приемлемым, потому что человек думал о следующей задаче. Исследования времени быстрого реагирования показало, что эта теория не подтверждается фактами: производительность увеличивается более чем прямо пропорционально уменьшению времени отклика.
Закон Фиттса
![Fitt's Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-fitts.png)
Время, необходимое для достижения цели, зависит от размера цели и расстояния до неё.
- Сделайте важные элементы большими и расположите их близко к пользователю.
Например, контекстное меню сокращает расстояние до цели. Кнопки на мобильном устройстве должны быть достаточно большими, чтобы их нажимать пальцами.
В 1954 году психолог Пол Фиттс, изучая человеческую моторную систему, показал, что время, необходимое для перехода к цели, зависит от расстояния до нее и обратнопропорционально её размеру. По его закону быстрые движения и небольшие цели приводят к увеличению частоты ошибок из-за компромисса с точностью и скоростью.
Закон Хика
![Hick’s Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-3.png)
Чем меньше вариантов, тем меньше времени занимает выбор одного из них.
- Большой выбор приводит к тому, что пользователь дольше принимает решение.
- Упростите выбор для пользователя, разбив сложные задачи на более мелкие.
- Помогите пользователями, выделив рекомендуемый вариант.
В 1952 году Уильям Эдмунд Хика и Рэй Хайман изучили взаимосвязь между количеством объектов и временем реакции человека на выбор объекта. Как и следовало ожидать, чем больше объектов на выбор, тем больше времени требуется, чтобы человек принял решение, с каким из объектов взаимодействовать.
Закон Якоба
![Jakob’s Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-4.png)
Пользователи проводят большую часть времени на других сайтах. Пользователи ожидают, что ваш сайт работает так же, как другие сайты, которые они уже знают.
- Вы можете упростить процесс обучения пользователей, предоставив знакомые шаблоны.
Закон был придуман Якобом Нильсеном, специалистом по пользовательским интерфейсам.
Закон об общем регионе
![Law of Common Region](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-5.png)
Элементы, как правило, воспринимаются группами, если они имеют очерченную границу.
- Добавление границ (создание общих областей) вокруг элемента или группы элементов является простым способом отделенеия от окружающих элементов.
Принципы группировки (гештальт законы группировки) — это набор принципов в психологии, объясняющие каким образов люди воспринимают группы объектов.
Закон Прагнанца
![Law of Prägnanz](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-6.png)
Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные образы в наиболее простой форме, потому что такая интерпретация требует наименьших усилий мозга.
- Человеческий глаз любит находить простоту и порядок в сложных формах, потому что это позволяет нам не переполняться информацией.
В 1910 году психолог Макс Вертхаймер имел представление о том, как он наблюдал, как рядом с железнодорожным переездом мелькала серия огней. Это было похоже на бегущую строку информационного табло. Наблюдателю кажется, что свет непрерывно движется по лампочкам, переходя от одной к другой. Но в действительности лампочки лишь включаются и выключаются в определённой последовательности.
Закон близости
![Law of Proximity](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-7.png)
Объекты, которые находятся рядом, или близко к друг другу, группируются вместе.
- Закон близости полезен тем, что позволяет пользователям сгруппировать различные кластеры контента с первого взгляда.
Этот закон относится к гештальт-законам организации восприятия. Объекты или фигуры, которые расположены близко друг к другу, представляются более связанными между собой, нежели вещи, которые находятся друг от друга на расстоянии. Даже если предметы имеют радикальные отличия, но расположены близко друг к другу, визуально они воспринимаются вместе.
Ководство. § 136. Теория близости.
Закон сходства
![Law of Similarity](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-8.png)
Человеческий глаз имеет тенденцию воспринимать похожие элементы в дизайне как единое целое (как одную форму или группу), даже если эти элементы разделены.
- Убедитесь, что ссылки и навигационные элементы визуально отличаются от обычных текстовых элементов и соответствующим образом стилизованы.
Этот закон относится к гештальт-законам.
Закон единообразной связи
![Law of Uniform Connectedness](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-9.png)
Элементы, которые визуально связаны, воспринимаются как более связанные, чем элементы без соединения.
- Визуально группируйте функции аналогичного характера через цвета, линии, рамки и другие формы.
Этот закон относится к гештальт-законам.
Закон Миллера
![Miller’s Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-10.png)
Средний человек способен держать в кратковременной памяти 7 (+/- 2) элементов.
В 1956 году в журнале Psychological Review американский учёный-психолог Джордж Миллер опубликовал работу, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Название работы: «The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information».
Бритва Оккама
![Occam's Razor](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-11.png)
Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости
- Проанализируйте каждый элемент интерфейса и удалите всё, без ущерба для функциональности.
Пара ссылок:
Закон Парето (Принцип 80/20)
![Pareto Principle](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-12.png)
20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.
- Сосредоточьте усилий на местах, которые принесут наибольшую пользу большинству пользователей.
Закон имеет весьма отдалённое отношение к самому Парето, который умер в 1923 году, а название закона предложил в 1941 году американский специалист в области качества Джозеф Джуран в честь одной из работ Парето, где говорилось о том, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов.
Закон Паркинсона
![Parkinson’s Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-parkinson-law.png)
Любая задача будет длиться столько времени, сколько на неё запланировано.
В 1955 году Сирил Норткот Паркинсон опубликовал сатирическую статью в британском журнале The Economist, в которой сформулировал эмпирический закон: «Работа заполняет время, отпущенное на неё».
Закон Постэла
![Postel’s Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-postel-law.png)
Будьте либеральны в том, что вы получаете от пользователя, и консервативны в том, что отдаёте ему.
Это означает, что следует ожидать от пользователя ввода любых данных (правильных и неправильных), проверять их в соответствии с требованиями и показывать ошибки валидации или сообщения о успешном получении данных (обеспечиваеть четкую обратную связь).
Закон Постеля (также известный как принцип надежности) был сформулирован Джоном Постелем, пионером Интернета. Закон является руководством по разработке программного обеспечения, особенно в отношении TCP и сетей.
Эффект порядкового номера
![Serial Position Effect](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-serial-position-effect.png)
Пользователи имеют склонность лучше всего запоминать первый и последний элементы в серии.
- Расположение ключевых действий вначале и в конце навигации, может увеличить запоминание.
Термин был предложен немецким психологом Германом Эббингаузом на результатам исследований, которые он провел на себе, и касается того, что точность запоминания меняется как функция от места расположения предмета в последовательности значений. Когда людей просят вспомнить перечень предметов в любом порядке (произвольное запоминание), люди имеют склонность начинать вспоминать с конца списка. А среди остальных предметов, первые предметы в списке вспоминаются лучше и чаще, чем те, что в середине.
Кстати, в презентациях, при необходимости оставить мысль в памяти аудитории, рекомендуют делать акцент в слайдах на начало или конец выступления.
Закон Теслера
![Tesler’s Law](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-teslers-law.png)
Закон сохранения сложности, также известный как закон Теслера, гласит, что для любой системы существует определённый порог сложности, который нельзя снизить.
Работая в Xerox PARC в середине 1980-х годов, Ларри Теслер понял, что способ взаимодействия пользователей с приложениями так же важен, как и сами приложения. Книга Дэна Саффера «Проектирование взаимодействия» содержит интервью с Ларри Теслером, в котором описывается закон сохранения сложности. Ларри Теслер утверждает, что в большинстве случаев инженер-программист должен потратить дополнительную неделю, чтобы уменьшить сложность приложения, а не заставлять миллионы пользователей тратить лишнюю минуту на использование программы из-за дополнительной сложности. Однако когда приложение упрощается, пользователи начинают пытаться выполнять с помощью него более сложные задачи.
Эффект Ресторфф
![Von Restorff Effect](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-von-restorff-effect.png)
Эффект Ресторфф, также известный как эффект изоляции, говорит, что при наличии нескольких похожих объектов наиболее вероятно запомнится тот, который отличается от остальных.
Явление, названное эффектом Ресторфф, было описано в работе, опубликованной в 1933 г., и интерпретировано в соответствии с теорией Гештальта: числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.
Эффект Зейгарник
![Zeigarnik Effect](https://tyapk.ru/storage/app/media/ux/laws/lawsofux.com-zeigarnik-effect.png)
Психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
- Используйте индикаторы выполнения для сложных или длительных задач, чтобы визуально показать, что задача не выполнена, и, таким образом, увеличить вероятность того, что она будет выполнена.
Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем.